С какого возраста следует развивать ребенка

С какого возраста следует развивать ребенка


В последние 5-7 лет в больших городах распространилась мода на "раннее развитие" детей (провинция в этом плане по-прежнему спит, и редкие "варяги" отнюдь не меняют ситуации в целом - здесь абсолютное большинство детей до поступления в школу "развивается" по старинке, то есть бегая во дворе, глядя в телевизор и наблюдая за жизнью окружающих взрослых). Что же такое это самое "раннее развитие" и для чего оно нужно?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две отчетливо просматривающиеся тенденции.

Первая, это когда мать (гораздо реже отец) развивает ребенка сама, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, Никитиных или Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий "компот" с опорой на более-менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения, как правило, начинают "развивать" ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички "достижений" ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно "работают" в направлениях, которые кажутся им проблемными.

Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, наподобие маленьких африканцев, постоянно с матерью, подвешенные для удобства в современной модели "кенгурушника". Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически, и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные "новинки" вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция "развивания" детей выглядит на первый взгляд куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются "рассуждениями на тему", более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных "обучалках-развивалках". В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их "творчески переработать". Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с "хорошими, добрыми традициями", в класс, который ведет немолодая опытная учительница. 

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям
(понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое "раннее развитие". Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года:

- Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мы-то без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете... Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов... Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить
и дальше...

Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года:

- Они там песенки поют по-английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама-то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч - и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно.

Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года:

- Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она была не так, чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик, воспитатели говорят: "Надо же, какая развитая девочка!" А ведь ей невропатолог ставил "задержку психического развития"!

Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года:

- Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая-то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры придумываю. Я же педагог все-таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся... А мне с ними весело, потому что я все время что-то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает... Это же и есть счастье, правильно я говорю?

Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие коррекционная программа, тем больше будут успехи.

Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Она, имея на руках двух совсем маленьких детей, вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью.

Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования, отдает своего сына в "обучалку-развивалку" потому, что сама она не знает, что с ним делать, но хочет, чтобы ему было интересно и весело. Она смутно догадывается, что все это может быть еще и как-то полезно для него, но главное - это положительные эмоции для сына и для нее самой, получающей долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать, что, не будь "обучалки-развивалки", Алена, осознав свою ответственность, сама смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы не просматривается.

И наконец, последний, он же первый пункт - "без этого сегодня нельзя". Здесь нет ни следа творческого веселья Веры или легкомысленных рассуждений Алены. Только суровый долг, вызванный к жизни не менее суровыми требованиями окружающей среды.

Мы рассматриваем этот тип ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов.

Бессмысленно рассуждать о том, хорош или плох конкурсный отбор детей в первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том, что более безнравственно или продуктивно - конкурс умственных способностей детей или конкурс кошельков родителей. Тем более что на практике мы, как правило, имеем дело с какими-то смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не будем сотрясать воздух бесполезными декларациями и сузим тему, поставив вопросы следующим образом.

Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти тестирование, необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые хорошие школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для каждого типа навыков существует свой оптимальный возраст начала обучения, как правило тесно связанный с созреванием каких-то психических функций и началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии гласит: "Если где-то что-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится".

Если вы в два года начнете учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы сделали это за счет энергии формирования каких-то других функций и навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергии девать некуда, а если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с половиной - шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени. Двухлетнего ребенка можно обучить чтению за три года, шестилетнего - за три месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на следующий год пойдет в школу.


Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фенотипа

Все многообразие всего живого и его постоянное совершенствование были бы невозможны без изменчивости. Это связано с тем, что генотип последовательно реализуется в фенотип в ходе индивидуального развития организма и в определенных условиях среды обитания, факторы которой (колебания освещенности, температуры, влажности, условий питания, взаимоотношений с другими ...

Печать документа

Находясь в текстовом редакторе "Word", выбрать из меню Файл > Печать Выбрать вкладку Свойства и сделать нужные установки. Качество печати: Best (Качественно), Normal (Нормальная), Draft (Черновая), Custom (Выборочная). Установить цветность Black (Черная), Color (Цветная) Автор: Тишин Владимир Иванович ...

Календарь

Система счета длительных промежутков времени, согласно которой устанавливается определенная продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчета лет, называется календарем. Календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, создан в результате длительных поисков наиболее удобной для этих целей системы. На протяжении истории человечества существовало более ...

Метагалактика

Многолетние исследования Метагалактики выявили два основных свойства, два космологических постулата: Однородная Вселенная. — Метагалактика однородна в больших объемах, Изотропная Вселенная. — Метагалактика изотропна в больших объемах. Изотропность Метагалактики доказывается наблюдениями реликтового излучения. Реликтовое ...