Главное меню



Путь к преступлению Родиона Раскольникова

Герой драмы Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - студент Родион Раскольников – обычный человек, типичный для своего времени. В нем нет ни гениальности, ни каких-либо особых талантов. Так что же толкнуло его на путь преступления, почему именно с ним произошла описанная в книге история?

Об «истоках» идеи, послужившей причиной рокового поступка Раскольникова, Достоевский рассказывает читателям лишь в третьей части своего произведения. Мы узнаем, что Родион написал статью «О преступлении», в конце которой намекнул «на то, что существуют на свете… некоторые такие лица, которые… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» ради «исполнения их идей». И если эти идеи «спасительны для всего человечества», то «необыкновенные» (как назвал их Раскольников) люди «имели бы право, и даже были бы обязаны устранить» людей, мешающих их осуществлению.

Нетрудно догадаться, что, раз Родион верит в написанное в своей статье, то себя он причисляет не к «обыкновенным» людям! То есть, он считает, что ради какой-либо высокой цели, осуществление которой зависело бы от него, он «был бы обязан» совершить преступление, если этого потребуют обстоятельства.

Около полугода проходит с написания статьи «О преступлении», и Раскольников идет к старухе-процентщице, к которой «с первого же взгляда почувствовал непреодолимое отвращение». Сразу после этого, зайдя по дороге домой в какой-то трактир, Родион невольно подслушивает разговор двух молодых людей. Темой их диалога была, как ни странно, именно так не понравившаяся Раскольникову ростовщица. И можно представить, как он удивился, поняв, что один из собеседников, студент, высказывает в разговоре «такие же точно мысли», какие пришли Родиону в голову после посещения старухи! Это были мысли о том, что «сотни, тысячи… существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты» - всего этого можно было бы достичь с помощью денег процентщицы, «обреченных, - по ее завещанию, - в монастырь». «Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу,» - слышит Раскольников слова студента, ни к кому не обращенные, но, тем не менее, побуждающие ради «служения общему делу» совершить преступление, показывающие, что оно – высокая цель, спасающая «тысячи существований».

Разве может Родион Раскольников, считающий, что он – один из тех, кому под силу совершить «подвиг» и ради счастья большого количества людей пожертвовать всего одной «никчемной» жизнью, пропустить мимо ушей слова, словно требующие от него действий, осуществления того, на что никто больше, вследствие, наверное, своей «обычности», не способен?

Раскольников знал, что он должен убить старуху, иначе вся его теория, неопровержимо доказанная всей историей человечества, не стоит и выеденного яйца. «Коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости»!

Но как отказаться от теории, которую сам создал, сам доказал, как признать полную несостоятельность того единственного, что поднимает тебя над толпой, что всегда напоминает о твоей значимости, особенности, что показывает, насколько ты лучше всех остальных? Как добровольно признать себя частью того, что временами вызывает «глубочайшее омерзение»?

Нежелание Раскольникова стать «обычным» и подталкивает его к преступлению, не дает отвернуться от ужасной «мечты», гибельность которой Родион постоянно ощущает…

Встав на путь преступления, Раскольников не может уже сойти с него, не отказавшись от всего, во что верит, что спасает его среди нищеты и безнадежности, в которых он оказался. Но это слишком сложно, возможно, даже губительно. Родион не может пойти на это. Поэтому Раскольников продолжает следовать по выбранному пути, с каждым днем все сильнее чувствуя, что возвышенная «мечта» способна кинуть его в пропасть, дно которой докрасна нагрето адским огнем… 

Галактический уровень познания Вселенной

Имя шведского ученого, философа, теолога Эммануэля Сведенборга (1688—1772) связывается обычно с его мистико-религиозными попытками исследовать несуществующий мир «духов», познать «истинного бога». Менее известна другая сторона деятельности Сведенборга — исследования во многих областях естествознания и техники, которые приходятся на первую половину его жизни ...

Кузовок

Кузовок Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик, пакет... Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, -ка, -ик и -ет. Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: "Собираемся в лесок ...

Лишнее слово

Лишнее слово Цель: учиться различать звуки, учиться определять звуки в составе слова, развивать слуховое внимание. Что вам понадобится: предметные картинки (гора, нора, колос, коза, лук, кепка, крот, кот, мед, морж, удочка, букет, цапля, дочка, гвоздь). Как играть? Вы выбираете какое-то слово, например, ГОРА, и повторяете его несколько раз, а потом вместо ...

Modal verbs Need Should

Модальный глагол 'need' выражает нужду, необходимость : I need you = Я нуждаюсь в тебе. После 'need' ставится 'to' : I need to do it today = Мне необходимо сделать это сегодня. В отрицательной форме 'do not/ don't need' или 'needn't'(ниднт) : You needn't do it today или you don't need to do it = Вам не обязательно(нет необходимости) делать это сегодня. В вопросительной форме вспомогательный глагол 'to do' ставится в начале предложения ...