Проверяем умение ребенка следовать инструкции

Проверяем умение ребенка следовать инструкции

Обучение в школе подразумевает наличие у ребенка умения делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. Это очень важная ступень в детском развитии, вбирающая в себя целый спектр проявлений волевого поведения. Определите сами, готов ли ваш ребенок к школе.

Обучение в школе подразумевает наличие у ребенка умения делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. Это очень важная ступень в детском развитии, вбирающая в себя целый спектр проявлений волевого поведения. Определите сами, готов ли ваш ребенок к школе.

Ниже приведена методика, которую используют психологи для выявления уровня готовности ребенка к школе. Она очень проста и позволит вам самостоятельно протестировать вашего ребенка и определить, готов ли он к школьному обучению:

Методика «Графический диктант» была разработана выдающимся отечественным психологом Д.Б. Элькониным. Она позволяет выявить умение следовать устной инструкции, удерживать поставленную взрослым задачу и способность к самостоятельной деятельности, согласно установленной инструкции.

Методика поможет определить, способен ли ребенок внимательно слушать и четко исполнять указания взрослого, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

Итак, ребенку выдается тетрадный лист в клетку, на котором нарисованы три точки. Выполняя это задание, ребенок от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям взрослого, который диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии. Например: одну вправо, две вниз, две вправо, одну вверх, одну влево. Затем вы предлагаете дорисовывать получившуюся под диктовку фигуру до конца строки. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

В итоге у вас должно получиться три строки с разными узорами. Первая строка является тренировочной. Во время работы над этим узором нужно исправлять допущенные ребенком ошибки. Дальше такой контроль снимается.

При анализе результатов выполнения задания (анализируются только два последних узора) необходимо порознь оценить действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения строки. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. И в том, и в другом случае следует ориентируются на следующие критерии оценивания:

высокий уровень: оба узора в целом соответствуют диктуемым; в одном из них встречаются отдельные ошибки (этот уровень оценивается в 3 балла);

средний уровень: оба узора частично соответствуют диктуемым (содержат ошибки) или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует продиктованному (этот уровень оценивается в 2 балла);

низкий уровень: ни один из двух узоров не соответствует диктуемому (этот уровень оценивается в 1 балл).

Таким образом вы получаете две оценки от одного до трех – оценку за исполнение фигуры, и оценку за правильность самостоятельного продолжения строки. Далее оба показателя суммируются. Высшая оценка за тест в целом – 6 баллов.

Уровни оценки результатов:

1 уровень – 6-5 баллов

2 уровень – 4-3 балла

3 уровень – 2-1 балл

Проведя со своим ребенком эту нехитрую процедуру, вы сможете определить уровень его готовности к школе, а заодно подготовить его к тому, что ждет его на вступительных испытаниях, которые сейчас стали вводить большинство школ. Эту методику так же можно использовать в качестве упражнения. Если вы занимаетесь с ребенком чтением, учите цифры, рисуете, развиваете логическое мышление, то не стоит пренебрегать развитием волевой регуляции поведения, потому что неспособность сосредоточиться, слушать учителя, выполнять задания может одним махом перечеркнуть все остальные достижения вашего ребенка.



Тесты на проверку внимания

Тесты на проверку внимания Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе "найди отличия". Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же. Это могут быть различные персонажи, известные детям по сказкам или мультфильмам, могут быть целые сценки из сказок или же просто сюжетные картинки. На первый ...

Развитие математических способностей у дошкольника

Развитие математических способностей у дошкольника И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. ...

Сутки, час, минута и секунда

Сутки, час, минута, секунда Исторически основной единицей для измерения коротких интервалов времени были сутки (часто говорят «день»), равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. В результате деления суток на меньшие временны?е интервалы точной длины возникли часы, минуты и секунды. Происхождение деления, вероятно, связано с двенадцатеричной системой счисления ...

Numbers (part two) - Цифры (часть 2)

First(фёрст) = первый.                     Eleventh(элэвэнс') = одиннадцатый. Second(сэконд) = второй.                Twelfth(туэлфс') = двенадцатый. Third(с' ёрд) = третий.                     Thirteenth(с'ёртинс') = тринадцатый. Fourth(фоурс') = четвёртый.            Fourteenth(фоуртинс') = четырнадцатый. Fifth(фифс') = пятый.                        Fifteenth(фифтинс') = пятнадцатый. Sixth(сыкс') = шестой.                      ...