Главное меню



Образ Печорина

Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен.
В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер... не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?"
Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав.
Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера. В "Беле"...
В повести "Тамань" Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. "Максим Максимыч" - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в "Княжне Мери".
У этих повестей" есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми
- это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой. Но в этой внутренней борьбе также заключено единство личности Печорина, без нее он не был бы таким неординарным характером, борьба - потребность его могучей натуры. Среди многих проблем романа есть и такая, как отношения между человеком "естественным" и "цивилизованным". Контраст Печорина и горцев помогает нам понять некоторые черты его характера. Горцы (Бела, Казбич) - натуры цельные, как бы монолитные и этим они привлекают Печорина. В отличие от
них, он раздираем страстями и противоречиями, хотя неукротимостью своей энергии похож на "детей природы".
В повести "Фаталист" также проявляется двойственность и противоречивость Печорина, но в другом аспекте - аспекте соотношения в нем западного и восточного человека. В споре с Вуличем относительно предопределения, он выступает как носитель критического мышления Запада.
Печорин сразу задает Вуличу такой вопрос "Если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля и рассудок?" Слепой вере Вулича он противопоставляет волевой акт, бросившись на казака - убийцу. Но Печорин - человек русский, хотя и европеизированный. Несмотря на свой критицизм, он говорит Вуличу, что тот скоро умрет, что на его лице есть "странный отпечаток неизбежной судьбы". Но "Фаталист" все же отражает действенное мировосприятие Печорина, который хочет восставать против судьбы, играть с жизнью и смертью. В этой повести звучит горечь тоски по великому действию, которая завершает решение все той же задачи раскрытия образа героя.
Печорин являет собой продолжение традиции, изображения "лишних людей". Понятие "лишних" людей предполагает невозможность их включения в реальную общественную практику, их "социальную ненужность". Тип лишнего человека отражает особенности взаимоотношений передовой дворянской интеллигенции с обществом.
Но Печорин отличается от других "лишних" людей совмещением психологических переживаний. В "Думе" Лермонтов написал точные строки: "И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом". Эти слова в полной мере раскрывают нам внутренний мир Печорина. Он герой своего времени, но нам не просто любопытно заглянуть в душу героя: проблема личности, поиски смысла жизни, своего места на земле - это вопросы Вечности. Поэтому роман "Герой нашего времени" актуален и сейчас.

Египетский бог солнца - Ра

РА (Ре), в древнеегипетской мифологии бог солнца, почитался как царь и отец богов. Отождествлялся с богом Амоном. Изображался в облике фараона. Очи бога Ра были одним из влиятельнейших символов в искусстве древнего Египта. Их изображали на саркофагах, бортах лодок, стелах, одеждах и амулетах. Очи Ра жили какой-то странной, независимой от основного организма жизнью. Считалось, например ...

Игры на развитие мышления

Игры на развитие мышления Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Выделяют три вида мышления: 1) наглядно-действенное (познание с помощью ...

Биографии М. Каменьски У. Х. Мак-Кри Д. X. Дарвина

125 лет назад 24 ноября 1879 г  родился польский астроном Михал Каменьски. Работал ученый в Пулковской обсерватории, в Варшавском университете, в организованном им астрономическом отделе метеорологической обсерватории на горе Поп-Иван в Карпатах. Основные научные работы Каменьски посвящены ко-метной астрономии и, прежде всего, изучению движения комет Вольфа 1 и Галлея. Он построил ...

Зоология

Зоология— биологическая наука, предметом изучения которой являются представители царства Animalia (животные). Характерные особенности животных организмов: Эукариотические организмы. Наличие актин-миозинового комплекса в клетках (в отличие от растений и грибов). Питание, как правило, связано с поглощением частиц пищевого субстрата организмом (в отличие от грибов). Имеются ...