Иордания

Если вести отсчет от официального момента образования Иордании, то получится, что она существует немногим более 50 лет, в то время как древнейшие территории, рас­положенные вдоль реки Иордан, были заселены тысячи и тысячи лет тому назад. За столь долгое время и с этой землей, и с людьми, ее обживавшими, произошло невообразимое количе­ство событий. Самые ранние упоминания о существовавших там еще в древнейшие времена поселениях относятся к VIII тысяче­летию до н.э. Одно из них, оставшееся в истории под названием Байда и расположенное на восточном берегу реки Иордан, впол­не можно считать прообразом первых городов, появившихся на
нашей планете. И хотя этот период разви­тия Земли относится к бронзовому веку, достоверно известно, что в III тысячелетии до н.э. поселение Байда, отличавшееся да­же по современным меркам достаточно высоким уровнем развития цивилизации, вело оживленную торговлю с Египтом, ко­торый в те времена имел неоспоримое и весьма значительное влияние на всю Иор­данскую долину. Спустя еще тысячу лет, по предположениям исследователей, на эти земли переселились племена аморитов, а тот район, в котором они жили, получил название Ханаан. Последующие пять веков происходил процесс постепенного переме­шивания аморитов с местным населением, а к середине II тысячелетия до н.э. в долине Иордана широкое распространение полу­чили языки семитской группы, и прибли­зительно в тот же период туда вместе со своим родом пришел Авраам, известный арабам под именем Ибрагим. В середине XV—XIII веков до н.э. на территории сов­ременной Иордании существовали неболь­шие и известные последующим поколени­ям из Ветхого завета королевства, такие как Эдом, Моав, Гилеад (современный иордан­ский город Джераш) и Аммон, столицей последнего был город Рабат Аммон (ны­нешняя столица государства -- Амман). Практически все города Иорданской доли­ны были широко задействованы в между­народной и весьма прибыльной торговле, которую как Египет, так и другие средиземноморские страны вели со странами Аравийского полуострова и Пер сидского залива.
Несколькими веками позже, а точнее, в середине XIII века до н.э согласно ветхозаветному преданию, именно через эти земли проше. Моисей, ведущий еврейский народ через пустыню, и с вершины гор! Небо увидевший Землю обетованную. Далее, между 1220 и 1190 года ми до н.э. произошло завоевание Ханаана евреями и практически тог да же здесь утвердились филистимляне. Кстати, по мнению многи: ученых, название Палестина ведет свое происхождение именно от на именования этого народа (в современном арабском языке оно сохра нилось как «falastin»). В конце XI века до н.э. филистимляне были оттеснены евреями на восточный берег реки Иордан, последующие же два столетия, по­сле распада Иудейского царства на два — Иудею и Израиль, бесконечные военные конфликты происходили между ними и го­сударствами восточного берега.
Неизвестно, сколько бы продолжалась эта междоусобная война, не завоюй Ассирия измотанное постоянными конфликтами Из­раильское царство. Район, примыкающий к восточному берегу реки Иордан, был разделен ассирийцами на провинции. Но и могущественному по тем време­нам Ассирийскому государству, впрочем, так же, как и Вавилонскому, спустя некоторое время суждено было пасть, уступив место не менее мо­гучей империи Ахеменидов. Ее власть над долиной Иордана просущест­вовала чуть более двух веков, до тех пор, пока непобедимая армия Алек­сандра Македонского не нанесла ей сокрушительный удар.
С III по I век до н.э. судьба Иорданской долины вершилась тремя народами — евреями, греками и набатейцами. Евреи, вернувшиеся из вавилонского плена еще в конце VI века до н.э., осели в основном на земле Гилеад (Джераш), греческое население составляли солдаты, ос­тавшиеся здесь после смерти Александра Великого. Что же касается набатейцев, то эта этническая разновидность арабов, чьим языком был арамейский (из языков семитской группы), по некоторым пред­положениям, пришла в иорданские земли из пустыни приблизитель­но в VII веке до н.э. Им довольно быстро удалось монополизировать торговлю пряностями, ведущуюся между Аравийским полуостровом и Средиземноморьем, и тем самым не только накопить немалые бо­гатства, но и укрепить свои позиции среди других представителей на­селения. 301 год до н.э. стал для иорданских земель годом очередного завоевания — они отошли под контроль Птолемеев — царской дина­стии, основанной одним из полководцев Александра Македонского — Птолемеем I. Вновь прибывшие в долину Иордана греческие поселен­цы стали возрождать старые города, основанные еще при Александре, и строить новые. В этот период Амман был переименован в Филадель­фию, призванную увековечить имя египетского фараона Птолемея II Филадельфа. Но Птолемей I был далеко не единственным военачаль­ником великого Александра, которому его всемирная слава не давала покоя — еще один полководец македонского царя, Селевк, также по­желал царствовать и, объявив себя Селевком I, основал династию. Се-левкиды не преминули заявить Птолемеям о своих захватнических притязаниях на долину Иордана, в результате чего военные конфлик­ты между двумя этими династиями приобрели характер постоянных. И тут, воспользовавшись подходящей ситуацией, Набатейское царст­во, и без того весьма влиятельное, «расправило плечи», еще более укрешилось и начало планомерно расширять свои границы к западу от столицы — Пет­ры, все более и более наживаясь на кара­ванной торговле с Сирией и Аравией. В 198 году до н.э. Селевкидам удалось, наконец, вытеснить Птолемеев из Палестины и ук­репиться там более чем на столетие.
В I веке до н.э. римский полководец Гней Помпеи, именовавшийся Великим, выну­дил Селевкидов убраться из долины Иор­дана, при этом бывший тогда на престоле царь Арет III заплатил римлянам очень приличный выкуп за сохранение собствен­ной жизни.
Римское владычество над этими много­страдальными землями началось с того, что где-то около 64 года до н.э. Помпеем был основан так называемый декаполис — ина­че говоря, Лига, состоящая из 10 самоупра­вляющихся городов, расположенных на территории современной Иордании и Си­рии. В числе прочих городов в декаполис входили Амман, Гадара и Джераш.
С 37 по 34 год до н.э. этими территория­ми правил римский вассал Ирод Великий, бывший, кстати, сыном набатейки и эдо-мита (от Эдома, по-гречески Идумея). В 106 году уже нашей эры при императоре Траяне Набатейское царство окончательно перешло к Риму, и даже было переимено­вано в Аrabian Реtrеа. Хотя это обстоятель­ство отнюдь не помешало ему всячески процветать, будучи под римским владыче­ством в течение как минимум трех веков.
В 395 году настала эпоха торжества Византийской империи. На территории Иордана государственной рели­гией было провозглашено христианство, всячески насаждаемое свер­ху, возведено огромное количество христианских церквей, но местное население, вопреки всем принимаемым мерам, продолжало хранить верность своей традиционной религии — язычеству. В VI веке конт­роль над Иорданской долиной перешел к Хассанидам — арабам-хри­стианам, остававшимся приверженцами Византийской империи. Ты­сячи вооруженных всадников день и ночь несли патрульную службу на границах с сопредельными территориями — на востоке со стороны Иранской империи Сассанидов, на юге — с арабскими племенами.
В 633-м, год спустя после смерти пророка Мухаммеда, арабские племена вторглись с Аравийского полуострова в долину Иордана, а 3 года спустя в кровопролитной битве на реке Ярмук (на современной границе Сирии и Иордании) византийские войска были разбиты. Большая часть населения восточного берега Иордана была обращена
хотя отдельные общины иудеев, христиан (греков и арабов) — сохранились. Грече­ский язык, имевший при византийском правлении статус государственного, ара­бы-завоеватели заменили на арамейский, который вскоре стал общеупотребимым как в городах, так и в сельских районах.
На смену Омейядам в 750 году пришли Аббасиды, при которых столица арабской империи была перемещена в Багдад. Тер­ритории Иордана оказались настолько да­леки от центра власти, что многие города стали постепенно приходить в упадок, а их население росло только за счет бедуинских племен. Единственное, что держало Иор­данскую долину «на плаву», — это прино­сившие хоть какой-то доход караваны па­ломников, направлявшихся через террито­рию Палестины в Мекку.
Очередное изменение в судьбе иордан­ских земель произошло в X веке, когда они отошли к халифам Египта — Фатимидам. В 1071-м их сменили турки-сельджуки, за­хватившие Багдад.
Далее последовала буквально калейдоскопическая череда то торжествующих, то низвергавшихся новыми силами захватчи­ков. После Первого крестового похода, ор­ганизованного христианами в борьбе за торжество слова Христова, и захвата Иеру­салима в 1099 году вновь созданное Иеруса­лимское королевство пыталось установить контроль над землями восточного берега Иордана. После произошедшей в 1187 году победы основателя династии Айюбидов Са-ладина над крестоносцами и его смерти, по­следовавшей в 1193-м, власть над этими территориями осталась в руках Айюбидов. Но в 1260-м они были свергнуты мамелю­ками. Мамелюки «продержались» довольно долго — только в 1517 году войска Отто­манского султана Селима I присоединили Иордан к своей империи. В этот период зе­мли восточного берега реки были частью провинции Дамаск и Бейрут, затем их раз­делили на 4 самоуправляющихся района, напрямую подчиненных султану.
Следующие три столетия стали для мно­гострадальной долины Иордана годами поч­ти полного забвения, и интерес к ним был возобновлен только в середине XIX века ста­раниями европейских путешественников.
В 1916 году арабский мир решил, нако­нец, освободиться от многовекового гос­подства Оттоманской Турции. Король ара­бов Хуссейн бин Али, он же эмир города Мекки — главного исламского духовного центра, принял на себя руководство вос­станием, заручившись для этого поддерж­кой французского и британского прави­тельств. Объединенное войско возглавили сыновья эмира Абдалла и Фейсал. Спустя два года Фейсалу удалось свергнуть турец­кое владычество в Дамаске, в результате чего арабы взяли в свои руки контроль над южной частью Сирии, долиной Иордана и практически всем Аравийским полуостро­вом. Арабам впору было торжествовать, но решение, вынесенное международной Парижской мирной конференцией 1919— 1920 годов, не признавшей арабского прав­ления, не дало им такой возможности. В итоге созданная год спустя Лига Наций вы­дала Великобритании мандат на управле­ние Трансиорданией, Палестиной и Ира­ком. Однако негодование арабского мира было столь сильно, что во избежание меж­дународного конфликта в апреле 1921 года
те три района, которые именовались Трансиорданией, были переда­ны под управление эмира, а впоследствии короля Иордании Абдал-лы. А спустя два года Британия вынуждена была формально при­знать существование эмирата Трансиордания. Но, несмотря на это, действие мандата, выданного Британии, продолжалось. По истечении срока его действия, а точнее, 25 мая 1946 года, опять же только фор­мально, было объявлено, что с этого момента страна, впредь именуе­мая Иорданией, становится независимым государством, хотя британ­ское военное присутствие на ее землях осталось неизменным. И лишь в 1956-м в результате парламентских выборов и победы на них наци­онального фронта было сформировано национальное правительство Иордании.
Хотя для этой древнейшей страны, буквально выстрадавшей собст­венную независимость, покоя и процветания, во всяком случае, в обо­зримом будущем не предвидится.

ДЖЕРАШ
Один из древнейших иорданских го­родов — Джераш, ранее носивший назва­ние Гераса, дожил до наших дней благода­ря селевому потоку, сошедшему с близле­жащих гор. Этот крупнейший на земле Иордана город, оказавшийся погребенным на множество столетий, именуют еще «Помпеями Востока». С одной стороны, сходство со знаменитым трагически по­гибшим римским городом несомненно, а с другой — неизменно удивляет то, что в Джераше, в отличие от Помпеи, на момент трагедии не осталось ни одного человека. Фатальный удар был нанесен городу ог­ромной силы землетрясением, случив­шимся в 749 году.
Гераса упоминалась в различных пись­менных источниках задолго до включения его Помпеем в декаполис, созданный им для обеспечения защиты южных границ Римской империи от многочисленных ко­чевников. Название этого города впервые появилось в «Иудейских древностях» Ио­сифа Флавия. Там он был описан как один из важнейших городов Лиги Десяти, и яв­лял собой великолепное поселение, спла­нированное по всем канонам градострое­ния и архитектуры Римской империи. В нем было множество грандиозных постро­ек, столь любимых привыкшими к роско­ши и красоте римлянами. Классическим образцом типично римской архитектуры является Триумфальная арка, построенная к приезду в город в 129 году императора Адриана.
В начале III века другой император — Каракалла наградил Джераш почетным ти­тулом «Сolonia Aurelia Antoniniana». В IV и V веках, в период Византийского правле­ния, город стал важным центром христиан­ства. Причем некоторые из его 15 христиан­ских церквей были переделаны из уже су­ществовавших на тот момент зданий.
АММАН
Нынешняя столица Иорданского Хаши-митского Королевства — Амман, один из самых древних городов, расположившийся на восточной территории, прилегающей к реке Иордан, не всегда носила такое назва­ние. В доисторические времена этот город был известен как Раббат Аммон, а много позже фараон Птолемей II окрестил его Фи­ладельфией. Центром этого города неиз­менно считался Акрополь, он же Крепост­ная гора, он же Цитадель, он же Джебель Аль-Каляа — в разные времена, при разных завоевателях этот холм назывался по-раз­ному. Город же постепенно рос и все более и более захватывал близлежащие горы. В античные времена холмов, на которых он возвышался, было 7, сегодня их — 15. Не­большие белоснежные дома, «облепившие» эти холмы со всех сторон, сегодня с трудом могут дать представление о том, что когда-то Амман был грандиозным и очень краси­вым городом, впитавшим в себя все луч­шее, что досталось ему в наследство снача­ла от греков, потом — от римлян.
...А тем временем жизнь не стояла на месте — как им и положено, шли века, од­ни завоеватели сменяли других, и в конце концов Амман начал постепенно все боль­ше и больше приходить в упадок. И, веро­ятно, так бы продолжалось и дальше, если бы в 1921 году прибывший из Иерусалима эмир Абдалла не сделал Амман своей рези­денцией.
КАСРХАРАНА
Бурная и крайне неспокойная жизнь Иорданской долины, бесспорно, пре­допределила стремление ее жителей постоянно заботиться о достойной за­щите в случае необходимых оборони­тельных действий, тем более что мно­гочисленные нападения на здешние города были делом едва ли не обыден­ным. Именно поэтому на территории Иордании находится множество укре­пленных пунктов, крепостей или зам­ков. От некоторых из них остались лишь руины, другие же почти цели­ком дожили до наших дней.
Так, например, Каср Харана, рас­положенный в 16 км от Аммана, — классический образец арабского путе­вого дворца или, вернее, караван-са­рая — своеобразного постоялого дво­ра, сооруженного для защиты карава­нов от нападений разбойников. Дата его постройки точно не известна, но одна из многочисленных надписей на его стенах относится к 710 году, то есть ко времени правления династии Омейядов.
Скорее всего, Каср Харана был со­оружен на месте более раннего грече­ского, римского или византийского укрепленного пункта. Построенный в форме правильного квадрата, он был идеальным местом для ночлега путников. Двухэтажное здание вме­щало в себя до 400 человек, во внут­ренний двор загонялись верблюды и другие животные, на ночь крепкая дверь наглухо закрывалась, а пусты­ня вокруг прекрасно просматрива­лась через окна-бойницы. Каср Хара­на не был единственным подобным укреплением в этих местах. Предпо­лагается, что по пути следования ка­раванов через пустыню подобные замки находились через каждые 50— 60 километров.
КАСР АМРА
Если Каср Харана играл чисто оборо­нительную роль, то другой шедевр ис­ламского искусства, расположенный в 40 км от Аммана, Каср Амра был пред­назначен совершенно для других це­лей. Он был построен в пустыне хали­фом Валидом I в самом начале VIII ве­ка исключительно для развлечений и увеселений. По большому счету, это даже и не дворец, а скорее великолеп­ная баня. Парная наравне с главным залом аудиенций и двумя боковыми комнатами составляла весь неболь­шой комплекс. Уникальность Каср Амры заключается в том, что ее стены и потолок расписаны изображениями зверей, мужчин и обнаженных жен­щин, что для исламской культуры в принципе исключено. Но, видимо, Каср Амра и был призван доказывать, что из любого правила существуют исключения. Тем более что мусульма­не следующих поколений (а с момента постройки замка прошло почти 12 ве­ков) не тронули это удивительное со­оружение. Кстати, существует одна ле­генда, согласно которой банщицами в этом заведении служили захваченные в плен жены и дочери смертельных врагов или соседних правителей.

Автор: Дмитрий Воздвиженский

По матрериалам сайта: www.s1226.net.ru

Английский язык

Английский язык (англ. [the] English [language]) — язык англичан (официальный язык Англии и де-факто всей Великобритании), жителей США (официальный язык тридцати одного штата), один из двух официальных языков Ирландии, Канады и Мальты, официальный язык Австралии, Новой Зеландии. Он используется как официальный в некоторых государствах Азии (Индия, Пакистан и др.) и Африки. Говорящие на английском ...

Аргентина

Аргентина испытывала слабый экономический рост  начиная  с  1940года.  С  середины  1970-х  произошел сравнительно заметный ростэкономики:  но  начиная  с  последней  половины  1980-х   страна испытывала самый тяжелый за век период стагнации в экономичнской жизни.  Инвестиции и сбережение падали начиная с середины 70-х и вплоть   до   1989   ...

Кровообращение

Органы кровообращения. Функции крови выполняются благодаря непрерывной работе системы органов кровообращения. Кровообращение — это движение крови по сосудам, обеспечивающее обмен веществ между всеми тканями организма и внешней средой. Система органов кровообращения включает сердце и кровеносные сосуды. Циркуляция крови в организме человека по замкнутой сердечно-сосудистой ...

Считалочки

Считалочки Считалка - жанр устного народного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Считалка использовалась в ...