Французская революция

Французская революция, называемая иногда «Великой», представляет собой крупную трансформацию социальной и политической систем Франции, произошедшую в конце XVIII века, в результате которой был снесён Старый порядок. Началом её послужило взятие Бастилии в 1789 году, а окончанием её разные историки считают переворот 9 термидора 1794 года[1], переворот 18 брюмера 1799 года[2], либо коронацию Наполеона в 1804 году.В этот период Франция из абсолютной монархии впервые стала республикой теоретически свободных и равных граждан. События французской революции оказали значительное влияние как на саму Францию, так и на её соседей, и многими историками эта революция считается одним из важнейших событий в истории Европы.

Причины

По своему общественно-политическому устройству в XVIII веке Франция была абсолютной монархией, опиравшейся на бюрократическую централизацию и на постоянное войско. Тем не менее, между королевской властью, которая была совершенно независима от господствующих классов, и привилегированными сословиями существовал своего рода союз — за отказ духовенства и дворянства от политических прав. Государственная власть всей своей силой и всеми бывшими в её распоряжении средствами охраняла социальные привилегии этих двух сословий.

До некоторого времени с королевским абсолютизмом мирилась промышленная буржуазия, в интересах которой правительство тоже делало немало, усиленно заботясь о «национальном богатстве», то есть, о развитии обрабатывающей промышленности и торговли. Однако оказывалось все более трудным удовлетворять желаниям и требованиям и дворянства и буржуазии, в своей взаимной борьбе искавших поддержки у королевской власти.

С другой стороны, и феодальная, и капиталистическая эксплуатация все больше вооружала против себя народные массы, самые законные интересы которых совершенно игнорировались государством. В конце концов положение королевской власти во Франции сделалось крайне затруднительным: всякий раз, когда она отстаивала старые привилегии, она встречалась с либеральной оппозицией, которая усиливалась — и всякий же раз, когда получали удовлетворение новые интересы, поднималась консервативная оппозиция, делавшаяся раз от раза более резкой.

Королевский абсолютизм терял кредит в глазах духовенства, дворянства и буржуазии, среди которых утверждалась мысль, что абсолютная королевская власть является узурпацией по отношению к правам сословий и корпораций (точка зрения Монтескье) или по отношению к правам народа (точка зрения Руссо). Некоторую роль в изоляции королевской семьи сыграл скандал с «ожерельем королевы».

Благодаря деятельности просветителей, из которых особенно важны группы физиократов и энциклопедистов, даже в умах образованной части французского общества произошёл переворот. Появилось массовое увлечение демократической философией Руссо, Мабли, Дидро и др. Североамериканская война за независимость, в которой приняли участие и французские добровольцы, и само правительство, как бы подсказывала обществу, что и во Франции возможно осуществление новых идей.

Общий ход событий в 1789-1799 годах

Предыстория

После целого ряда неудачных попыток выйти из затруднительного финансового положения, Людовик XVI объявил, в декабре 1787 г., что через пять лет созовёт государственные чины Франции. Когда Неккер вторично стал министром, то настоял на том, чтобы Генеральные штаты были созваны в 1789 г. У правительства не было, однако, никакой определённой программы. При дворе думали об этом менее всего, в то же время считая нужным сделать уступку общественному мнению.

Королевский регламент 24 января 1789 года, созывая на 27 апреля генеральные штаты, указывал целью будущего собрания «установление постоянного и неизменного порядка во всех частях управления, касающихся счастья подданных и благосостояния королевства, наискорейшее по возможности врачевание болезней государства и уничтожение всяких злоупотреблений»; при этом король выражал желание, чтобы «и на крайних пределах его королевства, и в наименее известных селениях, за каждым была обеспечена возможность довести до его сведения свои желания и свои жалобы». Избирательное право дано было всем французам, достигшим двадцатипятилетнего возраста, имевшим постоянное место жительства и занесённым в списки налогов (последнее ограничение исключало из избирательного права значительное число бедных граждан). Выборы были двухстепенные (и далее иногда трёхстепенные), то есть выбирались депутаты не самим населением, а выбранными им уполномоченными.

Генеральные штаты открылись в Версале 5 мая 1789, однако третье сословие требовало себе больше прав, объявив себя представителем 96 % нации.

Революция началась

В современной исторической науке бытует также мнение, что революция началась с момента созвания Генеральных штатов. И, несмотря на то, что формально революция (т.е. смена политического режима) не произошла, ученые, придерживающиеся этого мнения подчеркивают, что сам факт созыва народных представителей революционен, ибо в последний раз генеральные штаты собирались очень давно. И именно после того, как были созваны генеральные штаты, "начались проблемы". Таким образом, можно также говорить, что нижней границей первого этапа революции является дата начала работы Генеральных штатов (5 мая 1789 года).

  • 17 июня 1789 года ассамблея третьего сословия объявила себя ассамблеей народа или национальным собранием (фр. Assemblée nationale). Это вызвало недовольство короля и придворных. Однако депутаты третьего сословия были непреклонны.

    23 июня на попытку разогнать национальную ассамблею один из его вождей Мирабо ответил знаменитыми словами, что депутаты собрались по воле нации и удалить их можно лишь силой штыков. Король не решился на крайние меры, и Генеральные штаты влились в национальное собрание. Вокруг Парижа и Версаля стали собираться военные силы, что очень беспокоило и национальное собрание, и народ. Когда в столицу пришло, вдобавок, известие, что Неккер, в то время пользовавшийся громадной популярностью, получил отставку, и что ему даже приказано покинуть Францию, в Париже произошло восстание, в котором главную роль играли голодавшие от безработицы и дороговизны хлеба рабочие.

    9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным Собранием (фр. Assemblée constituante).

    14 июля — День взятия Бастилии. Параллельно королевской армии национальное собрание создало национальную гвардию, командиром которой стал маркиз Лафайет.

Взятие Бастилии 14 июля 1789
Взятие Бастилии 14 июля 1789

27 июля Король посетил Париж, надев революционную трехцветную кокарду. Однако дворянство начало покидать страну.

4 августа Отмена феодализма: Собрание отменило сословные преимущества, феодальные права, крепостное право, церковную десятину, привилегии отдельных провинций, городов и корпораций и объявлявшие равенство всех перед законом в уплате государственных налогов и в праве занимать гражданские, военные и церковные должности.

26 августа — декларация прав человека и гражданина.

22 сентября - Конвент провозгласил Францию республикой

5-6 октября — Поход на Версаль — к резиденции короля Людовика XVI. Национальные гвардейцы доставили короля в Париж. В национальном собрании тогда господствовали идеалы конституционной монархии.

1790 Годовщину Дня взятия Бастилии отмечали вместе как король, так и народ. Однако события во Франции вызвали недовольство европейских монархий.

В июне 1791 Людовик XVI тайно бежал из Парижа, но был арестован и лишен власти. Среди якобинцев — одного из политических клубов того времени, имевших представительство в Национальном Собрании, начинают распространяться республиканские идеи. Под давлением король подписал 14 сентября 1791 конституцию, превращающую Францию в конституционную монархию. Учредительное собрание было переименовано в Законодательное собрание (фр. Assemblée législative). К этому времени в Собрании сформировалось три крупные фракции: фельяны (монархисты), жирондисты и якобинцы.

Весной 1792 года Франция объявила войну Австрии. На стороне Австрии выступила Пруссия. Это было началом революционных войн, оказавших большое влияние на историю всей Европы.

Восстание 10 августа 1792
Восстание 10 августа 1792
  • 20 июня в Париже вспыхнуло антимонархическое восстание.
  • 10 августа — новое волнение в Париже. Национальные гвардейцы отказались стрелять в восставших. Лафайет эмигрировал в Германию.
  • Сентябрьские убийства неблагонадежных и изменников.

Национальный конвент

  • В то самое время, как в Париже, 21 сентября 1792 г., открывал свои заседания национальный конвент, Дюмурье отбил при Вальми (20 сентября) атаку пруссаков. Французы перешли в наступление и даже стали производить завоевания (Бельгия, левый берег Рейна и Савойя с Ниццей в конце 1792 г.). Национальный конвент разделился на три фракции: левые якобинцы-монтаньяры, правые жирондисты и аморфные центристы. Монархистов в нем уже не было. Жирондисты спорили с якобинцами лишь по вопросу о масштабах революционного террора.

    По решению Конвента гражданин Людовик Капет (Людовик XVI) был казнен за измену родине и узурпацию власти 21 января 1793 г.

    Вандейский мятеж. Для спасения революции создается Комитет общественного спасения.

    10 июня арест жирондистов силами национальной гвардии: установление якобинской диктатуры.

    13 июля жирондистка Шарлотта Корде закалывает кинжалом Марата. Начало Террора.

    Санкюлот (Louis-Léopold Boilly)

     

    При осаде Тулона, предавшегося англичанам, особенно отличился молодой артиллерийский поручик Наполеон Бонапарт. После ликвидации жирондистов на первый план вышли противоречия Робеспьера с Дантоном и крайним террористом Эбером.

    Весной 1794 г. сначала Эбер и его последователи, а потом и Дантон были арестованы, преданы революционному суду и казнены. После этих казней Робеспьер уже не имел соперников. Одной из первых его мер было установление во Франции, декретом конвента, почитания Верховного Существа, по мысли «гражданской религии» Руссо. Новый культ был торжественно объявлен во время церемонии, устроенной Робеспьером, который разыграл при этом роль первосвященника «гражданской религии».

    Усиление террора ввергло страну в кровавый хаос, против которого выступили части Национальной гвардии, предпринявшие термидорианский переворот. Вожди якобинцев, включая Робеспьера и Сен-Жюста, были гильотинированы, а власть перешла Директории.

     

Директория (1795—1799)

После 9-го термидора революция отнюдь не окончилась. Якобинский клуб был закрыт, в конвент вернулись уцелевшие жирондисты. В 1795 г. оставшиеся в живых сторонники террора дважды поднимали на конвент население Парижа (12 жерминаля и 1 прериаля), требовавшее «хлеба и конституции 1793 г.», но конвент усмирил оба восстания с помощью военной силы и приказал казнить нескольких «последних монтаньяров». Летом того же года конвент составил новую конституцию, известную под названием конституции III года. Законодательная власть поручалась уже не одной, а двум палатам — совету пятисот и совету старейшин, причём введён был значительный избирательный ценз. Исполнительная власть была отдана в руки директории — пяти директоров, которые назначали министров и агентов правительства в провинциях. Боясь, что выборы в новые законодательные советы дадут большинство противникам республики, конвент решил, что две трети «пятисот» и «старейшин» будут на первый раз обязательно взяты из членов конвента.

Когда была объявлена указанная мера, роялисты в самом Париже организовали восстание, в котором главное участие принадлежало секциям, полагавшим, что Конвент нарушил «суверенитет народа». Произошёл мятеж 13-го вандемьера (5 октября 1795 г.); конвент был спасён благодаря распорядительности Бонапарта, встретившего инсургентов картечью. В конце 1795 г. конвент уступил место советам пятисот и старейшин и директории.

В короткое время Карно организовал несколько армий, в которые устремились наиболее деятельные, наиболее энергичные люди из всех классов общества. В армию шли и те, которые хотели защитить родину, и те, которые мечтали о распространении республиканских учреждений и демократических порядков по всей Европе, и люди, желавшие для Франции военной славы и завоеваний, и люди, видевшие в военной службе лучшее средство лично отличиться и возвыситься. Доступ к высшим должностям в новой демократической армии был открыт всякому способному человеку; немало знаменитых полководцев вышло в это время из рядов простых солдат.

Постепенно революционная армия стала использоваться для захвата территорий. Директория видела в войне средство отвлекать внимание общества от внутренней неурядицы и способ добывания денег. Директория для поправления финансов налагала большие денежные контрибуции на население завоёванных стран. Победам французов много способствовало то обстоятельство, что в соседних областях их встречали как освободителей от абсолютизма и феодализма. Во главе итальянской армии директория поставила молодого генерала Бонапарта, который в 1796—97 гг. принудил Сардинию отказаться от Савойи, занял Ломбардию, взял с Пармы, Модены, Папской области, Венеции и Генуи контрибуции и присоединил часть папских владений к Ломбардии, превращённой в республику Цизальпинскую. Австрия запросила мира. Около этого времени в аристократической Генуе произошла демократическая революция, превратившая её в республику Лигурийскую. Покончив с Австрией, Бонапарт дал директории совет нанести удар Англии в Египте, куда и была отправлена под его начальством военная экспедиция. Таким образом к концу революционных войн Франция владела Бельгией, левым берегом Рейна, Савойей и некоторой частью Италии и была окружена целым рядом «республик-дочерей».

Но тогда же против неё составилась новая коалиция из Австрии, России, Сардинии, Турции. Император Павел I послал в Италию Суворова, одержавшего над французами ряд побед и к осени 1799 г. очистившего от них всю Италию. Когда к внутренней неурядице присоединились внешние неудачи 1799 г., директорию стали упрекать в том, что она услала в Египет самого искусного полководца республики. Узнав о том, что делается в Европе, Бонапарт поспешил во Францию. 18 брюмера (9 ноября) произошёл переворот, в результате которого было создано временное правительство из трёх консулов — Бонапарта, Роже-Дюко, Сийеса. Этот государственный переворот известен под названием «18 брюмера» и обыкновенно считается концом французской революции.

Религия в революционной Франции

Периоды Реформации и Контрреформации стали эпохой потрясений для римской католической церкви, однако революционная эпоха, которая последовала за этим, была еще более трагичной. Это произошло по большей части благодаря тому, что, несмотря на полемическую злобу реформационной теологии, противники конфликта 16—17 веков все же по большей части имели много общего от католической традиции. С политической точки зрения допущением с обеих сторон было то, что правители, даже если они противостояли друг другу или церкви, придерживались католических традиций. Однако в 18 веке появилась политическая система и философское мировоззрение, которые больше не рассматривали христианство как должное, они в действительности явно выступали против него, вынудив церковь переопределить свое положение более радикально, чем она это делала со времен обращения римского императора Константина в 4 веке.

Союз монархии и церкви

То, что делало связь католической церкви со старым режимом политической и социальной системой до Французской революции 1789 года, такой проблематичной в период Революции, было едва уловимым, но существенным различием между ними. Хотя ораторы Революции говорили о церкви и старом порядке так, будто это было одно и то же, нельзя изучать историю церкви при правлении (или прямо перед правлением) Людовика XIV и так просто принимать объяснение. Существовал конфликт, глубокий и бескомпромиссный конфликт, — и все же конфликт в рамках данных предпосылок. Очень важно, например, что из французской аристократии, которая вскоре превратилась в объект ненависти революционных стремлений, происходили практически все епископы церкви старого режима. Это также означало, что влиятельные посты были в основном недоступны для низшего духовенства из-за их классовой принадлежности. Богословы и церковные деятели, которые находились в оппозиции Риму, зачастую пользовались поддержкой мирян; например, янсенизм определялся как точка зрения светских юристов, которые выступали во французских судах справедливости против церковной иерархии. Несмотря на враждебные отношения между церковью и государством, для его противников старый режим был оплотом церкви. Таким образом, когда французский философ Вольтер сказал: "Уничтожайте бесчестного человека", — он, возможно, подразумевал религиозные предрассудки, невежество и тиранию, однако то, что конкретно отложилось в умах революционеров, было предполагаемым союзом монархии с римской католической церковью. Это отождествление было лишь однажды подтверждено, когда защитники установленного режима, как светские, так и клерикальные, заговорили с большим осознанием опасности об угрозе революции, чем о ее причинах.

Влияние эпохи Просвещения

Значительным осложнением для положения церкви при старом режиме было разрешающее влияние эпохи Просвещения на религиозные верования большинства представителей светской интеллигенции. Рационализм Просвещения распространился среди многих сторонников политического статус-кво, а также среди клерикальных ученых, помогая заложить основы критической библейской науки и религиозной терпимости. Поэтому было бы слишком просто поставить Просвещение только на сторону критиков и революционеров. Возможно, никто так не воплотил дух Просвещения, как король Пруссии Фридрих II Великий. Однако вера в разум и враждебное отношение к "религиозным предрассудкам", которые были взращены Просвещением, неизбежно столкнулись с уверенностью христиан в откровении и с верой в сверхъестественную благодать, которая снисходила во время священных таинств.

Политические и социальные прерогативы церкви также находились под угрозой со стороны Просвещения, особенно когда оно соединилось с усиливающимися требованиями аристократического "просвещенного деспотизма". Братство, которое проповедовалось такими группами, как франкмасоны, которые являлись членами секретных обществ, и иллюминаты, рационалистическое тайное общество, представляло собой соперника католическому пониманию общины. В «Волшебной флейте» австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (который в этом же году написал «Реквием») прославлял масонскую альтернативу церковной мессы.

Хотя лидеры государства часто более лояльно относились к идеям Просвещения, чем лидеры церкви, последние оказались более точными в своей оценке революционной подоплеки этих идей. "Божественный город философов 18 века", возможно, первоначально был задуман как замена "Божьему городу", однако он также предоставил большую часть идеологических причин для критики старого режима. Согласно известной эпиграмме швейцарского писателя Жака Мале дю Пана, после французской революции "философия может хвастать своим правлением над страной, которую она опустошила". Действия Французской революции, направленные против церкви, приобретали различные очертания, однако наиболее значительным стала «Гражданская конституция духовенства» 1790 годa. В ней галликанство, первоначально утвержденное во имя абсолютной французской монархии, попыталось подчинить церковь Национальному собранию. Церковь во Франции была полностью реорганизована, а полномочия Папы были ограничены вопросами догматики. Впоследствии в этом же году от всего французского духовенства потребовали принести конституционную клятву, большая часть священников отказалась. Папа Пий VI (1775—1799) денонсировал Гражданскую конституцию в 1791 году, а католическая Франция -была поделена между сторонниками папской системы и защитниками нового режима. В последнее десятилетие 18 века этот конфликт вышел на первый план, однако не было предложено никакого решения ни со стороны церкви, ни государства. Наибольшее унижение церкви произошло, когда Пий VI был изгнан из Рима французской армией в 1798 году, а в последующем году был захвачен ими и переправлен обратно во Францию, где он и умер. Еще никогда со времен Великой схизмы и Авиньонского пленения авторитет папства не падал так низко.

Дошкольники

Дошкольники Важно начинать приучать к литературе ребёнка ещё на первом году жизни: через короткие стишки, которые мама читает между делом, через колыбельные и песенки-потешки. Первой книгой может стать пластиковая мягкая книжка-пищалка с простыми картинками: кошка, собака, мячик. Книжки из плотного картона можно давать уже в 6-7 месяцев, но только под присмотром, так ...

Разрезные предложения

Разрезные предложения Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например: Света из в рисовала альбоме рисовала Света тарелке альбоме в рисовала Света альбоме рисовал ...

Способ вычитания двузначных чисел

Способ вычитания двузначных чисел Схематически действие вычитания выглядит следующим образом: Что показывают стрелки? Если мы вычитаем, то получится меньшее число. Оно на столбе будет находиться выше данного. ...

Германия

Краткий исторический экскурс. Государство в Центральной Европе, существовало до конца второй мировой войны (1939-1945). Столица - Берлин. В древности на территории Германии жили германцы. Племенные союзы алеманов, баваров, тюрингов, саксов и др. были включены в 6-8 вв. во франкское государство. В результате его раздела (843) было создано Восточно-Франкское  королевство, на основе которого сформировалось ...