Главное меню



Антиподы ли Обломов и Штольц (2)

Небо, солнце, облака… Обломов. Земля, луна, тучи… Штольц. Именно такими я представляю себе Обломова и Штольца. Они оба органичные люди, поэтому четко следуют законам природы. Обломов – мягкий, нежный, неповоротливый. Штольц – твердый, жесткий, целеустремленный. Я считаю их абсолютными антиподами. Это можно доказать, рассмотрев их жизнь, описанную в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Обломов родился в барской семье. Илюша рос живым и жизнерадостным мальчиком. Все его попытки что-либо сделать самостоятельно пресекались взрослыми. Утро его начиналось  с ласк, сухариков, сливочек. Потом мать, приласкав его еще, «отпускала гулять в саду, по двору, на луг, со строгим подтверждением нянек не оставлять ребенка одного».

Обломов подрос, до пятнадцати лет учился в пансионе. «Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому, что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…» Примерно также позднее он относился и к службе. Правда, в самом начале он мечтал служить России, «пока станет сил». Но лень и безразличие к жизни были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществленными. Он превращается в ленивца и лежебоку. Окружающие привыкли к этому. Не может смириться только Штольц.

Штольц «был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская». Образование Андрей получил с раннего детства. «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда.., а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Отец мечтал, чтобы из сына вырос «добрый бурш». Не волновался, когда Андрей исчезал. Матери же «в сыне мерещился идеал барина, хотя выскочки из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки».

Штольц с детства приучен к порядку и твердо знает, что в жизни всего можно добиться только трудом. Эту мысль он повторял Обломову неустанно. Это естественно, ведь Илью Ильича взращивали, как «экзотический цветок в теплице». Штольц же рос «кактусом, привыкшим к засухе».

К настойчивости и упорству Штольца привязывает его заграничная жизнь. Вечные скитания, поиски нового ведут его по жизни. Он любит и ценит ее, и мечтает о том, чтобы к этому вернулся и его друг Обломов. Претворить в жизнь эту идею Штольцу помогает Ольга. Я перелистываю всего несколько глав, после первой встречи Обломова и Ольги, и мне становится понятно: их чувство неизбежно. История любви Ольги и Обломова, на мой взгляд, и является основной в доказательстве того, что Штольц и Обломов – антиподы.

Имена «Илья Ильич Обломов» и «Ольга Ильинская», волею автора, сближены фонетически. В романе они часто встречаются: «Обломов», «Ольга», «он» и «она», Солнце, Обломов, облако, кольцо, Ольга…  Все переплетается между собой, плетутся колечки кружева. И все они складываются в одно слово любовь!

Что это? Мириады звезд? Кольца, браслеты? Чьи-то глаза? Соскользнувшие с нитки жемчужины? Плоды орешника? Пузырьки шампанского? Воспоминания о детской юле? Неважно! Важно то, что все это связало Обломова с Ольгой Ильинской. Но, к сожалению, ненадолго. Протяжное «О» в имени Обломова наскучило ей, вечная ровная жизнь в «Обломовке» уже не привлекает ее. Быстрое и четкое «О» в имени «Штольц» магически завораживает и обещает неизведанное и новое. Штольц и Ольга были хорошими друзьями. После она увидела в Андрее поклонника, и «дружба утонула в любви». «Они молча сидели рядом, глядели одними глазами и одной душой на творческий блеск природы и без слов понимали друг друга».

Женитьба Штольца на Ольге не помешала отношениям с Обломовым. Штольц нуждался до сих пор в Илье Ильиче, Илья Ильич – в Штольце. Андрей ценит в Обломове «чистое, светлое и доброе начало»,  его «вечно доверчивое сердце». Его часто тянет вырваться из «светлой толпы» и успокоить его «встревоженную и усталую душу» беседой с Обломовым на его «широком диване». И при этом Штольц испытывает такое чувство, будто он возвратился «от красот южной природы в березовую рощу, где гулял еще ребенком».

Каждая встреча Обломова с Штольцем способна всколыхнуть его, но ненадолго: стремление что-то предпринять, как-то обустроить свою жизнь овладевает им на короткое время. Пока Штольц рядом с ним. Но у немца не хватает ни времени, ни упорства «вести» Обломова по его же жизни. Находятся другие люди, которые в корыстных целях не отпускают от себя Илью Ильича. Они в конечном счете определяют новое русло, по которому будет двигаться его жизнь. Обломов уже не пытается двигаться по новому руслу жизни, он сдался. Штольц, напротив, ищет все новые и новые дороги в своей жизни. Он идет по ним, спрашивая «Что?»… Штольц. Не случайно «что» очень часто сопровождается в тексте вопросом. Штольц познает жизнь, спрашивает у нее: «Что делать? Куда идти дальше?» И идет!  Без Обломова…

Штольц, активный и целеустремленный, идет вперед. Спокойный лежебока Обломов остался позади. Жизнь и смерть, небо и земля, облака и тучи… Если можно было соединить несоединимое, то получится идеал. А это невозможно. Поэтому Гончаров показал в романе две крайности, две противоположности, антиподов Обломова и Штольца.

Автор сочинения: Савельева Инна
Углеводы

Общая характеристика. Углеводами называют вещества с общей формулой Сn (H2 O) m, где пит могут иметь разные значения. Само название «углеводы» отражает тот факт, что водород и кислород присутствуют в молекулах этих вешеств в том же соотношении, что и в молекуле воды. Кроме углерода, водорода и кислорода, производные углеводов могут содержать и другие элементы, например ...

Путь к преступлению Родиона Раскольникова

Герой драмы Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» - студент Родион Раскольников – обычный человек, типичный для своего времени. В нем нет ни гениальности, ни каких-либо особых талантов. Так что же толкнуло его на путь преступления, почему именно с ним произошла описанная в книге история? Об «истоках» идеи, послужившей причиной рокового поступка Раскольникова ...

Литосфера

Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. Литосфера разбита на блоки — литосферные плиты, которые двигаются по относительно пластичной астеносфере. Изучению и описанию этих движений посвящен раздел геологии о тектонике плит. Литосфера ...

Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника

Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника Цель: - Развитие мелкой моторики руки. - Отработка дифференциации правых и левых частей тела. - Формирование ориентации в окружающем пространстве. Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период ...